Пятница, 26.04.2024, 10:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Официальный сайт МБОУ "СОШ с.Ядрино"

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Кто должен воспитывать детей?
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Семинары

Методический семинар на тему "Разные работы с исторической картой"

В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы к числу основных умений относится умение читать историческую карту с опорой на легенду. Для курса истории Древнего мира отмечается важнейшим умение показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств (к слову “показывать” я бы добавила как обязательную фразу “и описывать словами”). Так ли на самом деле важно знать историческую карту? «Историческое событие…- писал Ушинский К.Д., - ход которого я могу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается для меня на воздухе, в каких-то неопределённых пространствах». (Ушинский К.Д. Соч.- Т.3 .- С.175)

Недостаточное уделение внимания на уроках истории работе с картой приводит к тому, что учащиеся часто боятся выходить отвечать к доске (а вдруг будет задан вопрос по карте?), иногда путаются в названиях (Австрия – Австралия), не всегда имеют чёткое представление о древней и современной карте мира. Историческая карта должна являться неотъемлемым атрибутом урока истории. Ведь, знакомя учащихся с тем или иным историческим событием, учитель не только называет дату, но и соотносит с определённым местом. Знание того, где (в каких климатических условиях, в какой природной зоне, при наличии либо отсутствии путей сообщения и т.д.) происходило развитие той или иной цивилизации, помогает учащимся объяснить особенности экономического развития, политического строя того или иного народа. А это в свою очередь помогает правильно понять исторический процесс и его закономерности.

Курс по истории Древнего мира даёт большие возможности для формирования пространственных представлений. В течение года учащиеся знакомятся с большим количеством государств и народов, проживавших в древности на значительной территории от Атлантического до Тихого океана. В таком обилии стран и названий несложно заблудиться. Учителю с первых уроков истории нужно позаботиться о том, чтобы возник интерес к работе с картой.

Существует определенная классификация карт:

  1. Карты
  2. Картосхемы
  3. Локальные планы (Битва при Фермопилах, Саламинский морской бой, битва при Каннах)
  4. Планы на местности (План города Афины, города Рима)
  5. Контурные карты.

Приемы организации познавательной деятельности:

  1. Локализация исторических событий на карте (Покажите объект на карте и словами опишите его местоположение)
  2. «Оживление» карты наглядными средствами (Прикрепление значков, символов, аппликаций)
  3. Чтение и составление легенды карты (Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте)
  4. Вычерчивание объектов на карте ( Нарисуйте и подпишите объекты на карте)
  5. Задание на анализ содержания исторической карты с привлечение знаний других источников.
  6. Задания на локализацию исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач.
  7. Задания на группировку картографических сведений.
  8. Картографический диктант.
  9. «Маршруты», «Путешествия», «Походы».
  10. Задания, рассчитанные на образное воображение облегчающее запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах.

Таким образом, вы видите, что список приемов работы с исторической картой очень разнообразен. Такое многообразие позволяет развивать навык работы с картой и одновременно творческие способности учащихся.

Назад